Что мы знаем об индуистском храме?
- Индуизм – это древнейшая в мире религия, вобравшая в себя множество самых разных религиозных традиций и философских течений древних народов.
- Индуистский храм – это здания, величественные и загадочные, вызывающее восторг при их посещении даже у людей, далеких от религии.
- ну и, пожалуй, всё…
А, между тем, индуистский храм – это настоящая параллельная вселенная.
Многое из того, что мы можем о нем узнать, удивляет и поражает.
Храм – это связующее звено между человеком и Богом, между земной и божественной жизнью, между действительным и идеальным.
Храм – это жилище Бога, поэтому всё, что с ним связано глубоко символично, окутано древней философией, многочисленными ритуалами.
Индуистский храм символизирует космологическую модель Вселенной и Вселенского Человека. Специалисты говорят, что в плане храм отражает тело человека, ( да не простого, а Вселенского) и разные помещения храма поэтому называются так же, как части тела.
Выбор места, где будет построен храм, когда и кто будет его строить, архитектура, материалы и отделка, освящение – все пропитано глубоким сакральным смыслом, обставлено бесконечным количеством условий и ритуалов. И, надо сказать, результат того стоит..
Первые храмы часто вырубались в скалах как в южных штатах Индии так и на севере – Аджанта, Эллора и другие, они существуют до сих пор.
Вступая под сень такого храма можно увидеть «тропинку», прошарканную босыми ступнями священнослужителей и паломников за сотни (а то и тысячи) лет. У туристов при этом возникает волнующее чувство причастности к многовековой истории человечества.
Тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по 1700 год. Только в Южной Индии, в частности, в штатах Керала, Тамил Наду некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени.
Материалы, из которых создавались храмы, имеют символическое значение: обожженный кирпич связан одновременно с землей и огнем (прежде всего, жертвенным). Камень символизирует земную твердь, опору, а также скалу, плававшую среди изначального океана, в котором была заключена Вселенная. Этот океан символически представлен храмовым прудом, в котором паломники могут совершить омовение.
Гарбхагриха – важнейшая часть храма, где живет бог. А точнее – помещается, опять же символический, образ бога, «живущего в храме». Как правило, это особо охраняемое помещение, Низкое, без окон, темное, куда никого не пускают. Скорее всего, такой тип помещения сохранился как память о древнейших временах, когда храмы обустраивались в пещерах.
Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти Божества, которому или которым и посвящён храм. Мурти – это какой-то материальный предмет, чаще всего статуя, (может быть до 6 метров в высоту) каменная, деревянная, металлическая, но может быть просто камень. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм приглашают «воплотиться» в это мурти и начать принимать поклонение. С этого времени считается, что данное мурти – это частичка Божества, а храм — это место на земле, где Бог обитает для благословления человечества. Таких мурти в храме может быть несколько. Говоря современным языком – стационарные, которые постоянно находятся в храме, и мобильные – их выносят из храма для торжественных обрядов и шествий.
Стиль южных районов Индии — дравидийский стиль, принадлежностью которого являются высокие башни пирамидальной формы, украшенные резными колоннами с изображениями царей, богов, воинов. Такие храмы вызывают восторг и уважение к таланту строителей. Тысячи резных статуй поражают воображение и разглядывать их можно часами. Внушительные башни отражают величие мира. Следует заметить, что кроме религиозного аспекта, форма крыш храмов в Керале вызвана еще и особенностями климата – обильными дождями.
Роль скульптурного декора индуистского храма (изображающего мир животных и обычную жизнь простого народа, сцены мифологических преданий, религиозные символы и богов) состоит в напоминании зрителю и верующим об истинной цели их жизни и существования.
Внешний декор храма отражает его связь с окружающим миром, а внутренний указывает на связь с божественным миром. Если смотреть на декоративные элементы сверху вниз, то прочитывается это как снисхождение божественного к людям, а в направлении от цоколя к вершине — восхождение духа человека в божественную высь.
Все скульптурные украшения являются значительным культурным и религиозным достижением и наследием Древней Индии.
Кстати говоря, употребляемый для обозначения храмовой башни термин «Вимана» весьма показателен. В древности он обозначал летающую колесницу богов и теперь переносит это значение на храм. Таким образом, храм – это не только дом бога, но и его колесница. В некоторых храмах Кералы можно увидеть старинные фрески с изображением вимана — колесницы богов.
При храмах, как правило, имеется специальная колесница – довольно громоздкое сооружение. Мурти вывозится из храма в храмовой колеснице в сопровождении праздничной процессии. Такие праздники очень популярны. Божество и вся колесница красиво украшаются и вся процессия с музыкой, песнями, фейерверком и развлекательными представлениями становится очень живописной. Сотни почитателей, независимо от касты, цвета кожи и вероисповедания плечом к плечу тянут колесницу.
Люди, посещающие храм, могут в какой-то степени участвовать как в богослужении, так и в общественной жизни храма. Прежде всего, божествам приносятся дары, они могут быть роскошными или совсем скромными, но от чистого сердца, (подношения можно купить там же). Они не кладутся просто так, служители храма от вашего имени (которое предварительно спрашивается) относят ваши дары к изображению Бога. При этом вы участвуете в некоторых ритуалах благословения. Брамин, который относил ваш подарок, совершает ритуал подношения божественного огня, произнося при этом мантры. Паломнику предлагается «умыться» этим очистительным огнем. Затем предлагается молоко или вода, которые нужно сразу выпить, а остатками умыться (или вылить на голову). Это ритуал омовения и очищения. И наконец, самое интересное — служители, от имени Бога могут вам что-нибудь подарить: священный пепел от сжигания даров Богам, свежие или сушеные растения, цветы (даже целые гирлянды) или листья, что-нибудь из еды. На лоб паломнику наносится особый знак – тилак, как свидетельство участия в священном ритуале.
В целом, при посещении индуистского храма, люди участвуют в ритуалах гораздо активнее, чем, скажем в православной церкви, где посещение сводится только к присутствию.
И выходим мы из храма, даже махровые атеисты, с исправленной кармой и с реально прекрасным настроением. А улучшенная карма, помимо всего прочего, способствует удаче во всех делах и исполнению наших желаний.
Храм, в котором обитает Бог, должен быть совершенен во всем. Поэтому храмы выступают в роли покровителей искусства и ремесел. И, как результат этого, при храме существуют магазинчики, где можно приобрести благовония и ароматические вещества, изделия с гравировкой и чеканкой, свечи и подставки для них, светильники, изделия из бронзы, меди и слоновой кости, текстиль и печатные изделия. Да всего и не перечислить. И все это восхитительно, необыкновенно и эксклюзивно.
При посещении храма следует придерживаться определенных правил. Прежде всего, паломник должен вымыться в храмовом водоеме и надеть чистую одежду. Конечно, от туриста этого не потребуют, но снять обувь надо обязательно. Войдя в храм, следует говорить тихо, а еще лучше – молчать, погрузившись в мысли о Боге и беседуя с Ним. Приветствуется раздача милостыни.
Перед посещением храма очень советуем ознакомиться с правилами посещения. Правила несложные, но выполнение их сбережет ваше время и настроение. Кроме того часто туристы посещают храм группой, за нарушение правил из храма могут выставить всю группу.
Поскольку главная ответственность за поддержание духовной атмосферы возлагается на священнослужителей, то им предписываются строгие нормы поведения. Кроме религиозных обязанностей они должны искренне печься о прихожанах и относиться к ним с пониманием и уважением. Как следствие этого, посещение храма оказывается очень информативным, интересным и просто приятным.
На протяжении всей истории индуизма храм оказывал и оказывает огромное влияние на социальную жизнь людей. Его святыни и изображения божеств усмиряли мятущиеся умы. Строительство и поддержание культовых знаний обеспечивало работой строителей, ремесленников, скульпторов и служителей. Поддержка изящных искусств давала возможность культурного досуга. Будучи центром образования, храм помогал распространению научных знаний. Он давал кров ученым и ученикам.
Владея огромными богатствами, он выполнял роль банка для бедных, предоставляя льготные кредиты. Храмовые амбары использовались для помощи больным и немощным — тем кто не мог сам заработать себе на еду. Были случаи, когда даже аптеки и больницы содержались на средства храмов.
Во время войн храм давал людям убежище.
Иными словами, индуистский храм на протяжении столетий был «всё и вся» для индийского общества.